СУБД Postgres Pro – сделано в России | Интервью с Иваном Панченко

СМИ о нас Источник: “Storage News” № 2 (65), 2016

          Компания Postgres Professional создана российскими разработчиками свободно распространяемой системы управления базами данных PostgreSQL. Среди основателей – три ведущих разработчика и активных участника международного сообщества. В 2016 г. компания выпустила собственную СУБД Postgres Pro, представляющую собой улучшенную версию PostgreSQL. СУБД Postgres Pro включена в единый реестр отечественного ПО в числе первых продуктов.

          Об особенностях нового продукта рассказывает Иван Панченко – заместитель генерального директора Postgres Professional.


Иван Панченко – заместитель генерального директора Postgres Professional

 

SN. История открытого проекта PostgreSQL начиналась в Калифорнийском университете Беркли. В какой мере разработку, которой занимается ваша компания, можно считать российской и какая часть функционала контролируется/развивается вашей компанией?

И.П. Примерно 30 лет назад в Калифорнии были начаты первые работы, которые привели к возникновению этой базы данных. Фактически СУБД PostgreSQL, какой мы её знаем, начинает свою историю с 1996 г., когда она начала разрабатывать ся международным сообществом. В числе первых к нему присоединились Вадим Михеев из Красноярска – сейчас он является вицепрезидентом Goldman Sachs и Олег Бартунов – основатель нашей компании. За 20 лет в число основных разработчиков Постгреса вошли еще два россиянина – Александр Коротков и Федор Сигаев – тоже наши сотрудники. Российский вклад в программный код PostgreSQL составляет до 30%, а российское сообщество пользователей и разработчиков является одним из крупнейших в мире. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что российские конференции PgConf.Russia 2015 и 2016 гг. били мировые рекорды по численности участников.

 

SN. PostgreSQL предлагается как альтернатива западным базам данных. Когда корпоративный клиент переходит на другую СУБД, он, прежде всего, думает о гарантированной поддержке приложений в случае возникновения сбоев или отказов. Какими силами организуется поддержка клиентов на территории России, сколько человек непосредственно занимается разработкой?

И.П. Техподдержка программного продукта – необходимое условие для его использования в серьезных задачах. Техподдержка – это не некоторый, заранее определенный комплекс работ и мероприятий, а своего рода страховка на случай происшествия, с которым самостоятельно не справиться, это возможность оперативно подключить грамотный профессиональный ресурс, который решит любую возникшую проблему. Наличие профессиональной техподдержки – всегда сложный вопрос, когда прикладные информационные системы строятся на базе СПО. Разработчики таких систем вынуждены брать на себя обязательства по поддержке разработанного не ими СПО, а это несет дополнительные риски.

 

Наша компания берет на себя техподдержку PostgreSQL. Непосредственно этим занимается около 20 сотрудников. Еще 30 разработчиков Постгреса готово при необходимости принять участие в решении задач по поддержке. Также в разных регионах работают специалисты на удаленном доступе. Кроме того, Postgres Professional активно развивает сеть партнеров по всей стране, в неё входит уже больше 30 компаний.

 

Таким образом, мы предлагаем клиентам круглосуточную техподдержку с часовым временем реакции на инцидент. Это очень существенно для тех, кому важно непрерывное функционирование систем. Ведь база данных – ключевой компонент, её поломка – проблема для всего ПО компании, изза неё могут возникнуть проблемы в бизнесе.

 

SN. Поддерживается ли поколоночное хранение таблиц?

И.П. В Постгресе существует расширение cstore_fdw, которое реализует колоночное хранение данных. Кроме того, есть такие продукты, как CitusDB и GreenPlum, представляющие собой массивнопараллельные СУБД, созданные на основе Постгреса, они тоже поддерживают такой вид хранения.

 

SN. Поддерживается ли хранение и обработка таблиц inmemory?

И.П. Постгрес устроен так, что, если свободная память имеется, при правильной настройке она активно используется всегда. Однако для максимальной производительности часто требуются специализированные алгоритмы, оптимизированные под работу в оперативной памяти. Тут основная сложность – обеспечить целостность данных, надежность и изоляцию транзакций, присущие клаcсическим СУБД. Кроме того, чтобы inmemory решение стало полноценным компонентом СУБД, оно должно быть готово к совместному использованию в одном запросе inmemory и обычных данных. И мы планируем реализовать это. В команде Postgres Professional есть опыт создания высокопроизводительных inmemory решений, мы ведем такую разработку для PostgreSQL.

 

SN. Развиваются ли параллельные методы обработки таблиц на внешних хранилищах (для поддержки OLAPприложений), например, по типу Oracle Exadata или за счет возможности динамической организации субкластеров по примеру решений EMC+SAS? Или чтото еще?

И.П. Да, в последние годы в PostgreSQL активно развивается направление, связанное с параллельной обработкой запросов. В списке новшеств, ожидаемых в версии 9.6, которая должна выйти в конце 2016 года, – параллельные последовательные сканы, объединения и агрегаты. Это позволит и в кластерной среде также достигать лучших результатов. В нашей компании ведется работа над параллелизацией создания индексов.

 

SN. Что лицензируется, на чем строится ваш бизнес?

И.П. В основном, бизнес строится на оказании различных услуг, связанных с нашей СУБД – это типично для компаний, чей продукт основывается на Open Source. Однако мы пошли дальше. На базе PostgreSQL создали собственный продукт – российскую СУБД Postgres Pro, которая вошла в единый реестр отечественного ПО. Её можно использовать как в свободно распространяемом, так и в лицензируемом вариантах. Кроме того, мы разрабатываем Enterpriseверсию, в которую войдут функциональность, востребованная в крупных высокопроизводительных инсталляциях, адаптация к современным облачным платформам и многое другое.

 

SN. Могут ли работать OLTP и OLAP приложения с одной и той же СУБД или с одной и той же лицензией, если она нужна?

И.П. Все зависит от нагрузки. Обычно разный характер нагрузки в OLTP и OLAP-приложениях требует различной конфигурации СУБД и аппаратной платформы. Поэтому в случае, если используется PostgreSQL, организуют репликацию между узлом, принимающим OLTP-нагрузку, и узлами, на которых выполняют ся OLAPзапросы. Можно строить и более сложные системы, комбинируя PostgreSQL со специальными аналитическими продуктами.

 

SN. Что предлагается для поддержки больших данных?

И.П. Для работы с большими данными требуются кластерные решения. Примерами являются ранее упомянутые CitusDB и GreenPlum, созданные на основе PostgreSQL. Эти решения сейчас доступны как open source. PostgreSQL умеет работать и с Hadoop по технологии Foreign data wrapper (FDW). В рамках основной функциональности PostgreSQL как РСУБД тоже разрабатывается ряд возможностей для работы с большими данными, к ним относят, в частности, появившиеся в версии 9.5 BRINиндексы, многоуровневые агрегаты (GROUPING SETS) и TABLESAMPLE.

 

SN. Развивается ли поддержка специализированных команд, интегрированных в ряде процессоров для поддержки OLAPзапросов?

И.П. Существует расширение pgstrom, использующее мощности графических процессоров (GPU) для решения различных задач СУБД, в частности, агрегации в OLAP. По нашему мнению, у него есть большие перспективы, особенно если будет повышаться скорость работы GPU с оперативной памятью.

 

SN. Предлагаются ли методы маскирования/криптографии строк/колонок в целях защиты персональных данных?

И.П. Задача шифрования отдельных колонок или строк решается средствами расширения PostgreSQL pgcrypto. Мы взаимодействуем с российскими производителями криптографических систем, чтобы совместно представить решение, сертифицированное по отечественным стандартам.

 

SN. На основе каких разработок происходит управление ключами?

И.П. Это, действительно, важный вопрос. Pgcrypto, например, не содержит средств для управления ключами, оставляя тут свободу прикладному разработчику. Отечественные программисты будут предлагать свои системы управления ключами.

 

SN. Что делается для сертификации PostgreSQL по российским требованиям?

И.П. Наша СУБД Postgres Pro проходит сейчас сертификацию ФСТЭК по 5-му уровню СВТ и 4-му уровню отсутствия НДВ. Это облегчит построение на PostgreSQL систем работы с персональными данными и с конфиденциальной информацией. Некоторые предыдущие версии PostgreSQL также сертифицировались ФСТЭК вплоть до уровня, требующегося для работы с секретными данными.

 

SN. Используются ли какиелибо методы компрессии/дедупликации? Сравнивались ли характеристики по требуемым объемам для разных СУБД?

И.П. В PostgreSQL есть встроенный алгоритм сжатия, применяемый к полям большого размера. Он подключается автоматически. Поскольку время от времени мы получаем запросы от клиентов на большую степень сжатия, то начали вести разработки по новым алгоритмам компрессии в таблицах и индексах. Уже выполнена работа по дедупликации в BTree индексах.

 

SN. Проводилось сравнительное тестирование PostgreSQL по производительности?

И.П. Тесты производятся постоянно. Но в большинстве случаев их целью является не сравнение, а поиск оптимальных алгоритмов, конфигураций, изучение особенности работы в тех или иных условиях, под разной нагрузкой. Что касается сравнительного тестирования разных СУБД, то, во-первых, сложно поставить равные СУБД в равные условия, во-вторых, например, лицензионное соглашение Oracle запрещает публиковать результаты. Приведу два таких примера. Долгое время считалось, что в задачах 1С PostgreSQL заведомо уступает Microsoft SQL Server (что неудивительно, т.к. именно на эту СУБД изначально была рассчитана структура данных в 1С). Однако к нашему времени, к 2015 году, разрыв сократился (в частности, об этом тогда же говорили на конференции INFOSTART в 2015 году), и результаты практически равны.

 

Еще один пример – случай миграции системы документооборота Правительства Московской области с Oracle на PostgreSQL. По свидетельствам заказчика (об этом говорилось недавно на конференции Web Scale IT), скорость работы системы возросла, зависания прекратились, притом, что количество задействованных процессорных ядер стало меньше. При этом три сервера под управлением Oracle RAC были заменены на конфигурацию PostgreSQL из мастера и двух реплик с балансировщиком.

 

SN. Предлагаются ли какиелибо методы для автоматизированной миграции на PostgreSQL или все делается вручную?

И.П. Если говорить о миграции с Oracle, то средства автоматизации есть. Больше всего баз были перенесены с помощью инструмента ora2pg, разработанного нашими коллегами из Франции. Но есть и другие решения. Например, компанией Диасофтплатформа разработан ком плекс, включающий утилиту миграции и онлайн-адаптер для приложений, рассчитанных на работу с Oracle. Свое решение разрабатывала и казанская компания Барс Груп. Все эти средства решают задачу не сами, участие человека, конечно, требуется, и чем глубже завязка приложения на нестандартные особенности Oracle, тем более трудоемка миграция. Поэтому часто её совмещают с реинжинирингом системы, что дает еще и возможность лучше использовать достоинства PostgreSQL. С Microsoft SQL сложнее, из-за больших концептуальных отличий языка TSQL от концепций PostgreSQL доля ручной работы больше.

 

SN. PostgreSQL поддерживает интеграцию с СХД BAUM для создания консистентных снимков. Какая еще интеграция развивается и для каких СХД?

И.П. Есть несколько проектов на эту тему, говорить о них пока преждевременно, мы обязательно будем выпускать новости, когда придет время рассказывать об этих проектах.

 

SN. Какие важные особенности/преимущества Вы бы отметили при интеграции с IBS СКАЛА?

И.П. Это надежная система, построенная из качественных компонент, с удобной системой виртуализации, уже давно проверена и подтверждена её хорошая совместимость с PostgreSQL. IBS – надёжный партнер, с которым комфортно работать и которой обладает всей нужной инфраструктурой для создания, испытания и обеспечения эксплуатации программноаппаратных комплексов.

 

SN. Кто использует ваши разработки?

И.П. Среди крупных российских пользователей PostgreSQL – система межведомственного электронного взаимодействия, Правительство Московской области, силовые структуры. Эта СУБД используется в таких компаниях и организациях, как Яндекс, Авито, Рамблер, Манго Телеком, МИА “Россия Сегодня”, Skype, Instagram, MasterCard, Huawei, Sony, Hitachi, Tripadvisor, Федеральная резервная система США, ВМФ США, государственные органы Франции, структуры Европейского союза.

 

Подробнее: www.postgrespro.ru

Источник: Технологии Хранения Данных | www.storagenews.ru
“Storage News” № 2 (65), 2016

16.08.2016

СМИ о нас
РЖД потратит на российский софт более 1 млрд рублей

РЖД приобрела лицензию на использование отечественной системы управления базами данных (СУБД) у российской компании Postgres Professional, сообщил «Ведомостям» заместитель гендиректора IT-компании Иван Панченко и подтвердил представитель РЖД.

Компания
Команда Postgres Professional выпустила релиз Postgres Pro Enterprise 13.6.1

Выпуск основан на PostgreSQL 13.6 и Postgres Pro Enterprise 13.5.1. Часть изменений в релизе направлена на повышение производительности продукта

СМИ о нас
Российская транспортная отрасль переходит на отечественный PostgreSQL взамен зарубежного ПО

ИТ-интегратор Минтранса и предприятий всей транспортной отрасли России собирается потратить без малого 35 млн руб. на приобретение лицензий PostgresPro. Непосредственно в Минтрансе данная СУБД ранее не использовалась.